• Мы в социальных сервисах
Авторизация на сайте
 
Логин:
Пароль:
|
Или воспользуйтесь логином и паролём из следующих социальных сервисов:
   
" ); wnd.document.close(); wnd.focus(); }
Мика Хаккинен, Летучий финн
Бергер о Хаккинене

Цитата
Мика Хаккинен нравится мне как человек и как гонщик. Его прямой подход к вещам выражается в короткой, агрессивной манере разговора. Он целенаправленно подходит к сути дела, и все заканчивается "да" или "нет". Я никогда не знал Ронни Петерсона, но я представляю его себе немного похожим на Хаккинена. У Мики сумасшедшая скорость, но не постоянная. Иногда он доводит машину до цели, иногда нет. Но если ему удалось правильно настроить машину и если это трасса его типа, то - гасите свет.

Название рисунка: image014.jpg

Описание:

Размер файла: 129.85 KB

Просмотрено: 766

Будущий чемпион мира родился 28 сентября 1968 года в Финляндии, в семье Харри и Айлы Хаккинен. В конце 1973 года, когда Мике было всего шесть лет, родители позволили Мике впервые сесть за руль карта. И хотя это был небольшой автодром парка развлечений, восторгам не было предела. Возможно тогда маленький Мика решил свою судьбу. Несмотря на то, что семья вовсе не была богатой и не располагала лишними деньгами, Харри и Айла сделали максимум возможного. Отец каждый свободный день подрабатывал таксистом и откладывал деньги сначала на покупку карта (кстати, приобретенный ими карт принадлежал знаменитому финскому раллисту, двукратному победителю знаменитого «RAC-РАЛЛИ» Хенри Тойвонену, погибшему в 1986-м), затем на все возрастающие расходы, необходимые для покупки топлива, резины и всего остального.

Название рисунка: hakkinen1981kart01rq4.jpg

Описание:

Размер файла: 33.17 KB

Просмотрено: 766

Цитата
"Я всегда сходил с ума по поводу всяческих машин. Машин вообще. Не только четырехколесных, но и двух- и даже пяти-колесных! Когда мне было пять лет, мать и отец работали, а потому не могли нянчиться со мной. В ту пору я ездил на работу своего отца в получасе от Хельсинки. По счастливой случайности поблизости располагался гоночный трек Кеймола, Помню, как постоянно прислушивался к этим призывным звукам «уом-м-м-м», доносившимся оттуда. И чем больше я прислушивался, тем больше мне хотелось туда..."
  • Столь рано проявившийся талант Мики и родительское содействие принесло свои плоды. В период с 1974-го по 1986 он стал пятикратным чемпионом Финляндии в своем классе, что было настоящей сенсацией, ибо подобное не удавалось до него никому. Правда, был у Мики и один недостаток - он очень мало говорил. Поэтому-то, будучи не в состоянии толком объяснить, что происходит с его машиной, он и обращал так мало внимания на технику. Недостаток этот возмещался сторицей - он и без того очень быстро ездил. Что же до излишней эмоциональности, что было бы вполне естественным для его возраста, то чем-чем, а этим Мика не отличался. И вспоминая эти свои ранние годы, немного удивляется реакции своего отца на победы.

    Цитата
    «Как-то я заметил, что отец плачет. И был просто шокирован: во-первых,
  • финны обычно этого не делают, во-вторых, дети традиционно считают родителей людьми сильными и уж никак не способными растрогаться от такой мелочи. Я всегда понимал, как много для него значат мои успехи. Но слезы? В разговорах мы никогда не упоминали и не обсуждали этого».
Финал детских соревнований по картингу: на подиуме будущие соперники по Ф1 - Мика Сало и Мика Хаккинен

Название рисунка: hakkinen1980kart01nv2.jpg

Описание: Финал детских соревнований по картингу: на подиуме будущие соперники по Ф1 - Мика Сало и Мика Хаккинен

Размер файла: 44.53 KB

Просмотрено: 766

  • Уже будучи в ранге пятикратного чемпиона своей страны, Мика Хаккинен решил покончить с картингом и перейти в более «взрослый» класс - в «Формулу Форд 1600». Его отговаривали. Для успешного продолжения карьеры неплохо было бы заручиться одним из крупных титулов, стать, к примеру, чемпионом Европы или мира. Но Мику это не очень-то волновало. Удивительно другое: он выбрал кольцевые гонки, а не гораздо более естественные для Финляндии раллийные.

    Цитата
    «Чувство разочарования, когда я пересел с карта в "Формулу", не передать. Машина была медленной, медленной до ужаса! И перед поворотом, и в самом повороте, и, естественно, на выезде. Не хватало мощности, Резина была с протектором, «Что за черт. Это гоночная машина или что?» -чертыхался я. Картинг в этом отношении был гораздо
  • профессиональнее: у нас была даже специальная квалификационная резина, в поворотах машина вставала чуть ли не на два колеса, А "Формула" была как, как... ничто! Но одновременно она была и более дорогой и привлекала большое количество зрителей - ты входишь в комнату и тебе говорят: «О, теперь ты гонщик!»


  • Для передвижения за гонками обычного автомобиля семейству Хаккиненов уже не хватало. Делать нечего - пришлось покупать автобус. Но даже тогда - Айла настаивает на этом - «мы воспринимали все эти гонки лишь как хобби и удовольствие. Когда Мика перешел в «Формулу Форд», я не стала дергаться по поводу того, что это может быть очень опасно. Это было хобби и для него, и для нас. И я никогда не думала, что гонки станут его профессией. После первых успехов в «Формуле» мы понимали, что следующим шагом могут
  • стать более крупные машины, но не имели никакого представления об их стоимости».

    Хаккинен купил «Рейнард», годом раньше принадлежавший другому финну Джей-Джеи Лехто, и принял участие в чемпионатах Финляндии, Швеции, нескольких гонках европейского чемпионата и знаменитом фестивале «Формулы Форд» в Брэндс-Хетче. Несмотря на недовольство, Мика приспособился к машине очень быстро и в итоге выиграл титулы чемпиона и Финляндии, и Швеции, и чуть ли не на секунду перекрыл квалификационные времена прошлогоднего чемпиона Лехто. Уже тогда о нем стали говорить как о самом быстром гонщике «Формулы Форд» в Европе. Очевидно, что у юноши был огромный талант. Вот что вспоминает о тех днях товарищ Хаккинена Мика Солберг: «В Швеции приходилось гоняться против ребят. которых мы совсем не знали, и на трассах, которые
  • видели в первый раз. Но для Мики это не было проблемой. Помню его первую «заграничную» победу на Киннекюллеринге (Швеция). После награждения комментатор стал задавать ему вопросы на шведском, а Мика качал головой, давая понять. что не понимает ни слова. Тогда ему перевели на английский, и в ответ Мика произнес такую речь: «My race was very easy and my tyres are very hot! Thank you» («Моя гонка была очень легкой. а резина очень горячей. Спасибо».). Это было его первое интервью».

    В октябре 1987-го Мику ожидало первое, по-настоящему серьезное, испытание, по сути, и определившее его будущее. В Донингтон-парке проводились традиционные «мальборовские смотрины», где, проявив себя как следует, можно было заработать солидную спонсорскую поддержку.

Название рисунка: hakkinen1988opellotus03wi9.jpg

Описание:

Размер файла: 36.86 KB

Просмотрено: 766

  • Цитата
    Перед Донингтоном я по-настоящему нервничал, но вовсе не из-за того, как я покажу себя на трассе, - побаивался всех этих людей, больших боссов. В итоге убедил себя не дергаться следующими словами: «Да, я приехал из Финляндии, но мы знаем, что такое гонки! Мы вышли из картинга, а это суровая школа. Мы ездили по снегу и льду. И не боимся никого!


    Жюри, состоявшее из Рона Денниса, Джеймса Ханта и Юга де Шонака не прошло мимо яркого таланта из северной страны, и Мика получил возможность выступать в 1988-м в гоночной серии "Vauxhall Lotus challenge" за команду под названием «Дракон». Во время тех тестов в Англии у Хаккинена была великолепная компания: Жан Алези, Эдди Ирвайн, Лехто, Марк Бланделл. Джанни Морбиделли, Мартин Доннелли, Роланд Ратценбергер, которые претендовали
  • на звание пилотов «Мальборо» в других классах.

    Мать Мики вспоминает, что «после этих тестов изменилось абсолютно все. Мика был вынужден фактически переехать в Англию - жить вместе, как прежде, мы уже не могли. Именно тогда я впервые отдала себе отчет в том, что мой сын совершенно профессионально занимается очень опасным видом спорта».

    В 1988-м Мика выступал сразу в двух чемпионатах -«Формуле Воксхолл-Лотус» в Британии и европейской «Формуле Опель-Лотус», в каждом из которых было по 10 (!) гонок. Главный интерес серий был вот в чем: шасси и моторы абсолютно всех машин были идентичны, а возможность настроек сводилась к минимуму, так что зрителям, самим гонщикам и специалистам представлялась прекрасная возможность оценить способности всех участников в равных условиях. Сезон ознаменовался борьбой
  • Хаккинена и его товарища по команде Алана Макниша. В итоге британскую серию выиграл Макниш, а европейскую Хаккинен. В следующем, 1989 году финн выступал уже в чемпионате Великобритании в «Формуле-3».

Название рисунка: hakkinen198801wu0.jpg

Описание:

Размер файла: 54.53 KB

Просмотрено: 766

  • Цитата
    «Многие говорили мне, что надо было сразу пойти в "Ф-3000", но тогда мне было только 20, и я не чувствовал себя готовым для этого. Для начала я хотел учиться на машинах младших классов. Кроме того, переход в "Ф-3" дался мне не без некоторого труда. Первые тесты были ужасающие! Меня моментально развернуло на трассе, и разворот этот закончился полетом в гравий....У меня уже была тактика прохождения поворотов - я не боялся кербового камня. А здесь... Я был так зол на себя!»


    Как и эти первые тесты, не задался весь сезон - лишь седьмое место в чемпионате. Но молодой финн старался бороться в каждой гонке и квалификации. И, по мнению очевидцев, иной раз переходил за грань разумного. Это, без сомнения, был год взросления. Вот что говорит о Мике один из владельцев его
  • команды Хью Эбсэлом: «Он был подобен Ронни Петерсону. Дайте ему хорошую и быструю машину - и за ним не утонится никто. Но пытаться понять, что происходит с болидом, с помощью Мики было бесполезным делом. Инженерные способности у него явно отсутствовали».

    Цитата
    «Тот год был жутким. И все же не думаю, что находился бы сейчас в «Формуле-1 », не будь тех лет за плечами. Именно тогда я отчетливо понял, как все быстро меняется в автоспорте: еще в прошлом году ты боролся за титул и был чемпионом, а в следующем сезоне все могло куда-то испариться. Тогда я думал: "Что со мной случилось!» Смотрел на себя в зеркало и понимал, что нисколько не изменился. Смешно, но именно в те моменты я полностью осознал, как важно в гонках все - начиная от правильно выбранного шасси и мотора до
  • совершеннейших мелочей Теперь мне кажется, что это был не провальный, а великолепный и поучительный год».


  • Но одну гонку в 1989-м Хаккинен все-таки выиграл - Cellnet Superprix в Брэндс-Хетче. И как выиграл: поул, быстрейший круг и победа! На этой гонке Мика занял пустующее место в West Surrey Racing, первой по-настоящему профессиональной команде, с которой он столкнулся в своей карьере. В следующем сезоне он уже выступал за нее: 17 гонок в британской «Формуле-3».

    Естественно, здесь не обошлось без помощи знаменитого соотечественника Кеке Росберга. Кеке пришел как-то к Дику Беннеттсу, главе WSR, и сказал: «Возьмите Мику в команду. С деньгами «Мальборо» или без них? В любом случае я найду деньги, если «Мальборо» их не найдет».

    Итогом этого сезона, полного борьбы с другим финном - Микой Сало, стала победа с
  • весьма комфортабельным лидерством в 23 очка. Со стороны все выглядело прекрасно и легко, но на самом деле... Особенно сложно приходилось инженерам команды - Мика страшно не любил тесты. Он просто не понимал, к чему все эти бесконечные мотания по трассе. Он был очень уверен в себе. Механики должны были выполнять работу по подготовке машины. Мика - гоняться. Типичная сцена: на вопрос о соответствии настроек его требованиям финн пожимает плечами и говорит: «Никаких проблем, все хорошо!»

    А в августе, когда сезон уже перевалил за середину, Мика и вовсе устроил команде хорошенькую встряску - он был задержан в аэропорту и чуть не отправлен обратно в Финляндию!

    Цитата
    "Никогда не забуду этот совершенно сумасшедший случай. Все дело было в каком-то штампе в паспорте? Да, я
  • каждый раз штамповал паспорт, когда летал из Финляндии в Англию и из Англии в Финляндию. Их было там столько, этик штампов. И, естественно, я никогда не обращал на них внимания. Но как-то раз мне поставили штамп другого образца, в нем было помечено: «Если вы пробудете там-то и там-то более трех месяцев, вас ждут неприятности!» И в Хитроу меня задержали: «Что это у вас такое в паспорте? Погодите, погодите!» Я просидел на контроле четыре часа, пока ситуация не разрешилась. Представьте себе: мне необходимо попасть на гонку, я борюсь за чемпионский титул - и сижу в аэропорту с реальной угрозой быть посаженным на первый же самолет, направляющийся в Финляндию!"

Название рисунка: hakkinen199102gb0.jpg

Описание:

Размер файла: 50.18 KB

Просмотрено: 766

Изменено: Integrale - 18.09.2011 16:37:30
  • В родную страну Мике все-таки пришлось слетать. но ненадолго - через неделю его ожидала следующая гонка. К делу были подключены и Кеке Росберг, и посольство Финляндии в Великобритании, и посольство Великобритании в Финляндии, и силы «Мальборо». В итоге в Олтон-парк Мика прибыл за полчаса до завершения квалификации. Но быстро натянув комбинезон, ботинки и шлем, вскочил в машину, выехал на трассу. И показал лучшее время! После чего, как обычно пожав плечами, произнес: «Все нормально, ребята!»

    И вполне в стиле «раннего» Хаккинена смотрится его совершенно «ненормальная» езда на традиционном и престижнейшем «Гран-при Макао», куда съезжался весь цвет гоночной молодежи. Вот что вспоминает об этой гонке Беннеттс: «Выиграть у Шумахера поул-позишн и первый заезд не составило для Мики никакого труда. И перед вторым
  • заездом его преимущество над немцем было 2,6 секунды, что для этой трассы довольно солидный запас. Мы присели, и я попытался объяснить Мике тактику: «Ты понимаешь, Мика, эта гонка состоит из двух заездов, время в которых складывается. И по этому суммарному результату выявляется победитель». Он кивал головой: понимаю. Я продолжал: «Основные усилия нужны в первом заезде, тогда во втором останется лишь удержать своего соперника на достаточном расстоянии. Совершенно необязательно выигрывать заезды!» Он снова кивал головой - понимаю, понимаю. Увы, но во втором заезде стартовал Мика не слишком-то удачно, и Шумахер ушел на трассу первым. Мика был вторым, но все, что нужно было ему для победы - это не отпустить Михаэля дальше, чем на 2,6 секунды. С этим не было никаких проблем. Мика держался позади Шумахера с всего лишь 0,6
  • -0,4-секундным отставанием! Но в какой-то момент машины сблизились на 0,2. Не было никакой необходимости обгонять Михаэля. И, будь у меня возможность связаться с Микой по радио, я бы попытался убедить его в этом. во всяком случае, настоятельно бы ему об этом напомнил. Увы, тогда радиосвязи у нас не было... По сути, победа в Макао была у него в руках, но ему хотелось большего - выиграть оба заезда. В итоге машины чуть было не столкнулись, Мику развернуло, и он выбыл из гонки совсем... Только спустя два часа он вернулся в боксы». Что же случилось? Участники событий придерживаются разных точек зрения.

    Цитата
    «Я подумал: вот она, смерть! Это была моя первая страшная авария на большой скорости. Я закрыл глаза, сжал руль. Знал, что лечу прямо в стену. Я очень расстроен тем, что сделал
  • Шумахер. После прямой "старт-финиш" там был очень скоростной правый поворот, который проходится на 250 км/ч. В этом месте машины из-за огромной прижимной силы очень быстры. Шумахер зашел в поворот ну очень широко и, естественно, потерял скорость. Я же позади был подобен ракете, потому и решил - атакую. То есть, по сути, и атаковать-то было не надо - из-за разницы в скорости я проходил его легко. Но долей секунды позже он изменил траекторию движения и подрезал меня, произошло касание, я потерял передний спойлер и улетел в стенку... Результат Макао был очень разочаровывающим, но это и есть автогонки. Ты не можешь все время выигрывать. Иногда - проигрываешь. Иногда делаешь ошибки».


  • Шумахер же отреагировал в манере, ставшей для него в последние годы обычной: «Я думаю - надо было быть сумасшедшим, чтобы
  • атаковать в таком месте. Было глупо так рисковать».

    Макао стало первым большим разочарованием для Мики Хаккинена и прекрасным уроком. Что касается урока - это точно. А вот что касается разочарования... Из источников, близких к финну, известно: именно после «Гран-при Макао», прямо в этот вечер Мике сообщили, что место в «Лотусе» принадлежит ему!

Название рисунка: hakkinen1991lotusjudd10hu4.jpg

Описание:

Размер файла: 21.14 KB

Просмотрено: 766

  • Первым опытом пилотирования болида «Формулы-1» стали сильверстоунские тесты в «Бенеттоне», где Мика своей ездой распугал всех механиков.

    Цитата
    «Я совершенно не волновался. Был сконцентрирован. А ведь прыжок из «Формулы-3» в «Формулу-1», минуя «Формулу-3000», огромен. Наконец-то я уселся за руль машины, которая была по-настоящему быстрой! Машины, за рулем которой необходимы быстрые реакции, позднее торможение... Это было совершеннейшей мечтой! Я хотел проехать быстрее всех, так, как никто еще не ездил. И чувствовал, что весь мир у меня в руках. Есть люди, обладающие красивым, каллиграфическим почерком, есть те, кто пишет как курица лапой. И изменить ничего нельзя, столько ни тренируйся. Я быстро езжу на всех машинах. Это объективная реальность».


    Питер
  • Коллинз, менеджер «Лотуса», присмотрел Хаккинена в 1990-м во время гонки в «Формуле-3» в Сильверстоуне. Они даже как-то разговаривали (Коллинз хорошо знал опекавшего Мику Кеке Росберга), но, по словам самого Питера, вряд ли в тот момент молодой финн подозревал, с кем говорит. «Заполучить такого парня, как Хаккинен, для команды было большущей удачей. Он имел крепкую поддержку от «Мальборо» и был потрясающе талантлив. Скорость - это его естественное состояние. Есть ребята, способные все делать прекрасно. Дайте Мике ружье и заставьте стрелять, он все сделает лучшим образом. У него верный глаз и отличная координация. И еще он имел великолепного менеджера в лице Кеке». - отзывается Коллинз.


    Цитата
    «Не было никаких проблем с тем, чтобы адаптироваться к машине. Но очень
  • скоро я понял, что самая большая проблема «Формулы-1 » - чудовищная скорость. Машина едет настолько быстро что сложно сконцентрироваться на ней, на том, как она себя ведет: из-за перегрузок больше концентрируешься на себе самом. Перегрузки такие, что представить себе невозможно Ты входишь в поворот и не можешь удержать голову!»

Название рисунка: 1991sanlotus102bhakkinejb1.jpg

Описание:

Размер файла: 29.33 KB

Просмотрено: 766

  • Он быстро научился дёржать голову как полагается... Два сезона в «Лотусе» завершились 15-м и 8-м местами в чемпионате с 2 и 1 очками. Для дебютанта это очень неплохо, если учесть, что товарищи по команд выступали куда хуже финна. Уже в конце 1992-го по паддокам стали циркулировать слухи о том, что Хакиннен является одним из кандидатов на место в «Вильямсе», рядом с Аленом Простом Как известно, место это итоге занял Дэмон Хилл, а на Хаккинена положил глаз Рон Деннис. В итоге, после горячей битвы в суде - на тот момент Мика имел действующий контракт с "Лотусом" получил Хаккинена именно «Макларен». Этот переход не сулил Хаккинену золотых гор, ибо фактически оба места были заняты: одно американцем Майклом Андретти, другое Айртоном Сенной. Мика был третьим, взятым на случай непредвиденного каприза бразильца, который
  • намеревался в 1993-м подписывать отдельные контракты на каждую гонку. Так что фактически Мика стал тест-пилотом. Жестокая шутка судьбы - ведь он никогда не любил тестировать машины. Ох, как не любил...

    Цитата
    "Этот контракт был заключен исключительно под влиянием Кеке, который сам гонялся за "Макларен". Кеке всегда считал Денниса одним из лучших менеджеров "Формулы". Плюс в момент подписания контракта вообще не было известно, будет Сенна гонять или нет. Вариант был таким: либо пан, либо пропал Либо я становлюсь призовым гонщиком «Макларен либо... тест-пилотом. Помню, как Кеке был разочарован. "Целый год - тестером! Целый год! За это время, люди совершенно забудут тебя, ты так и останешься тест-пилотом всю жизнь! На карьере можно будет поставить кpecт - сокрушался он". На первый
  • "Гран-при" 1993-го в Кьялами я полетел, как на свою первую гонку за "Макларен". Но до меня постоянно доходили слухи, что Сенна не появится. Я должен был быть во всеоружии. Но Айртон приехал. Это было ужасным ударом. "Так, вот теперь я действительно стал тестером" - подумал я.

Название рисунка: 1993porpilotsennahakkiniq9.jpg

Описание:

Размер файла: 51.03 KB

Просмотрено: 766